Гараж из профильной трубы своими руками: размеры, этапы и советы
Построить гараж из профильной трубы своими руками — задача вполне посильная даже для тех, кто не имеет профессионального опыта в строительстве.
Построить гараж из профильной трубы своими руками — задача вполне посильная даже для тех, кто не имеет профессионального опыта в строительстве. Каркасные гаражи из металлопрофиля востребованы благодаря своей прочности, долговечности и относительной простоте монтажа. Такой железный гараж не требует значительных затрат и может быть адаптирован под любые размеры автомобиля и особенности участка. В этой статье разберём, с чего начать строительство, какие трубы использовать, как подобрать размеры и грамотно выполнить каждый этап своими руками.
Для каркаса чаще всего применяются профильные трубы сечением 40×40 мм или 60×40 мм, в зависимости от предполагаемой нагрузки и размера конструкции. Оптимальные габариты гаража для одного автомобиля составляют 3×6 метров, высота — от 2,2 до 2,5 м. Если планируется размещение двух машин или создание мастерской, размеры можно увеличить до 6×6 м или больше.
Первым этапом является подготовка площадки: необходимо выровнять участок, выполнить разметку и залить фундамент (ленточный, свайный или плитный). После его застывания монтируется каркас: вертикальные стойки крепятся к основанию, затем устанавливаются горизонтальные перемычки и стропильная система. Все элементы соединяются с помощью сварки или болтов.
Затем каркас обшивается профлистом или другим металлопрокатом, монтируются ворота, кровля и при необходимости — утеплитель и внутренняя отделка. Чтобы гараж прослужил долго, рекомендуется обработать металл антикоррозийной краской и обеспечить вентиляцию.
Что нужно знать перед строительством?
Гараж из профтрубы – это оперативное и выгодное решение для обеспечения защиты вашего автомобиля. Подобный вариант строительства будет оптимальным для тех, кто желает самостоятельно возвести гараж, располагая скромным бюджетом и ограниченным временем. В сравнении с постройками из кирпича или бетона, каркас из стальных труб требует значительно меньших финансовых затрат на материалы. При этом вы получаете долговечный гараж, способный сохранять свои эксплуатационные качества на протяжении многих лет. Собрать каркас из профильной трубы возможно даже не имея опыта в масштабном строительстве – достаточно обладать элементарными навыками работы с инструментами.
Как выбрать место под гараж
Перед началом проектирования гаража из профтрубы необходимо правильно выбрать участок для строительства. Он должен быть ровным, с минимальным уклоном, а также обладать удобным подъездом. Расстояние от дома до будущего гаража должно соответствовать требованиям пожарной безопасности — не менее 1 метра, а если речь идёт о кирпичном доме, то не менее 6 метров.
Особое внимание следует уделить грунту. Если почва рыхлая или глинистая, может потребоваться усиленный фундамент. На участке не должно скапливаться большое количество влаги или осадков, поэтому иногда необходимо предусмотреть дренажную систему.
Также важно определить, будет ли гараж примыкать к другим постройкам, или будет стоять отдельно. От этого зависит способ установки ворот, вентиляция и даже форма крыши.
Требования к размерам и планировке
Размеры гаража зависят от габаритов автомобиля и наличия дополнительных зон хранения. Для стандартного легкового автомобиля рекомендуются минимальные внутренние размеры: длина — 5,5 м, ширина — 3 м, высота — 2,2–2,5 м. Если планируется хранение двух автомобилей, ширина должна быть не менее 5,5–6 м.
Важно учесть свободное пространство по периметру автомобиля (не менее 70 см с каждой стороны), место под стеллажи и рабочий стол. Длина помещения также может быть увеличена для размещения верстака или хранения шин и инструментов.
Планировку следует продумать заранее: где будут ворота, входная дверь, освещение, вентиляционные отверстия и отопление, если гараж будет использоваться круглый год.
Какую профильную трубу использовать
Выбор габаритов профильных труб определяется множеством аспектов, включая площадь гаража, его вертикальный размер, планируемую нагрузку, действующие строительные стандарты региона и прочие значимые обстоятельства.
Рекомендованные размеры для каркаса
Каркас гаража из профильной трубы – залог надежного гаража из профильной трубы. Его задача – выдержать вес крыши, стен и противостоять ветровым нагрузкам. Для самостоятельного строительства чаще всего применяют профильные трубы: для вертикальных стоек и горизонтальных связей (ригелей) используют сечение 60х60 мм или 80х40 мм, при этом толщина стенки трубы должна быть не менее 2 мм. Меньшая толщина сделает конструкцию слишком слабой. Для лёгкой кровли (например, из ондулина) подойдут трубы меньшего сечения – 40х20 мм или 50х25 мм. Но если планируется более тяжелая крыша с утеплителем и профнастилом, лучше использовать более толстостенный профиль, обеспечивающий достаточную несущую способность. Выбор размера профиля напрямую зависит от предполагаемой нагрузки на каркас.
При строительстве важно учитывать:



Также нужно помнить, что вся профильная труба должна быть обработана антикоррозийной защитой или покрашена специальными составами.
Почему важна прочность и толщина стенки
Профильная труба — это основа прочности всей постройки. При недостаточной толщине стенки (менее 2 мм), особенно при воздействии ветровых и снеговых нагрузок, возможно деформирование каркаса. Это может повлиять на геометрию всей конструкции, вызвать перекос стен или обрушение крыши. Также более тонкие трубы сложнее сваривать — они легко прогорают и теряют прочность в местах соединения.
Для основного каркаса рекомендуется использовать трубы из конструкционной стали с антикоррозионным покрытием, соответствующие ГОСТ. Например, сталь ст20 или ст3 идеально подойдёт для гаражных каркасов.
Этапы строительства гаража
Далее мы подробно рассмотрим, как именно происходит процесс возведения гаража. В последующих разделах будут представлены ключевые шаги, соблюдение которых позволит вам последовательно построить железный гараж из профильной трубы – начиная с подготовки фундамента и заканчивая завершающей отделкой.
Подготовка участка и устройство фундамента
В первую очередь, необходимо заняться подготовкой территории для будущего строительства. Определитесь с местоположением гаража на вашем участке, обращая внимание на характеристики грунта. Идеальным будет ровный участок, расположенный немного выше остальной территории, что позволит избежать скопления воды от осадков и таяния снега вокруг постройки.
Очистите выбранную площадку от любого мусора, включая камни и корни деревьев. При наличии мягкого грунта или дерна, рекомендуется снять верхний слой почвы (около 15-20 см) и переместить его за пределы строительной зоны. Важно тщательно утрамбовать основание. Для повышения прочности и надежности можно насыпать слой песка или щебня толщиной 10-15 см, который также необходимо хорошо уплотнить. Это обеспечит стабильную и ровную базу для фундамента или пола гаража.
Следующий шаг – разметка. В соответствии с проектом или чертежом, обозначьте контуры будущего гаража прямо на земле. Вбейте колышки по углам и натяните между ними шнур, чтобы получить прямоугольник нужных размеров. Убедитесь, что диагонали равны, это гарантирует прямые углы. Также нанесите на разметку места расположения опор каркаса, ворот и других элементов конструкции. Точная разметка существенно облегчит выполнение последующих этапов строительства.
Сборка каркаса из профильной трубы
Каркас собирается прямо на участке. Сначала привариваются вертикальные стойки по углам будущего гаража. Затем — горизонтальные соединительные элементы (ригели), усиливающие стойки по периметру. Все элементы должны быть выровнены по уровню.
Для надёжности дополнительно устанавливаются диагональные укосины, особенно в местах крепления ворот. После завершения каркаса проводится сварка крыши.
Установка крыши и стен
Крыша может быть односкатной или двускатной. Первый вариант проще в монтаже и дешевле. Угол наклона выбирается с учётом региона и материала кровли — для профнастила обычно достаточно 10–15°.
Обрешётка под профлист делается из тонкой профильной трубы 20×20 мм или деревянного бруса. Затем укладывается гидроизоляция, монтируются листы профнастила, закреплённые саморезами с шайбами.
Стеновые панели также чаще всего изготавливаются из профлиста. Обшивка выполняется с внешней стороны, снизу вверх. Между листами можно укладывать утеплитель (минеральная вата или пенополистирол), а внутри — пароизоляционная плёнка.
Обшивка и отделка гаража
После завершения монтажа каркаса и кровли, следующим этапом является обшивка стен. Эта процедура придает гаражу завершенный вид, обеспечивая защиту от ветра и снижая теплопотери. Как уже упоминалось, оптимальным материалом для этих целей является металлический профилированный лист (профнастил).
Начните с внешней облицовки. Листы профнастила могут быть установлены как вертикально (с вертикальным расположением волн), так и горизонтально – выбор зависит от ваших эстетических предпочтений, поскольку конструктивной разницы между этими вариантами нет. Рекомендуется вертикальная ориентация листов, поскольку это обеспечивает оптимальный отвод воды. Крепление профилированных листов к горизонтальным элементам каркаса осуществляется с использованием самосверлящих винтов с уплотнительными шайбами. Винты следует вкручивать с шагом примерно 25-30 см вдоль каждой горизонтальной направляющей, обязательно фиксируя края и центральную часть листа. Каждая крепежная точка герметизируется резиновой прокладкой, предотвращающей проникновение влаги.
При установке листы профнастила накладываются друг на друга, перекрывая одну волну. Если одного листа не хватает для покрытия всей высоты стены, предусматривается вертикальный нахлест в 10-15 см, при этом верхний лист должен располагаться поверх нижнего.
Внешняя отделка гаража – важный этап, придающий ему завершенный вид и защищающий от внешних воздействий. Один из наиболее распространенных и экономичных вариантов – облицовка профнастилом. При этом необходимо учесть некоторые нюансы. Вокруг ворот и дверей профнастил следует обрезать с небольшим запасом, чтобы надежно прикрыть торцы труб и обеспечить герметичность. Для эстетичного оформления углов и стыковочных швов используются специальные декоративные уголки, которые обычно продаются в комплекте с профнастилом или приобретаются отдельно как доборные элементы. Эти уголки не только маскируют неровности, но и придают конструкции аккуратный и законченный внешний вид, предотвращая попадание влаги и повреждение кромок листа. Важно выбирать уголки из того же материала, что и профнастил, для обеспечения цветового и текстурного единства. Правильный монтаж уголков – залог долговечности и привлекательности всей облицовки.
Однако профнастил – не единственный вариант для наружной отделки. Альтернативой могут служить различные виды сайдинга – металлический, более долговечный и устойчивый к механическим повреждениям, или виниловый, отличающийся большим разнообразием цветов и текстур, но менее прочный. Для тех, кто предпочитает натуральные материалы, подойдет деревянная вагонка. Применение сайдинга или вагонки требует несколько иного подхода. Сначала необходимо создать прочный и ровный каркас, который может быть обшит плитами ОСП (ориентированно-стружечная плита) для обеспечения жесткости и равномерной поверхности. В случае с деревянной вагонкой, может потребоваться сплошная обрешетка для предотвращения деформации и обеспечения надежного крепления. Это более трудоемкий процесс, но он открывает широкие возможности для дизайнерских решений. Например, с помощью деревянной вагонки можно имитировать брус, создавая эффект загородного дома, что особенно актуально, если гараж расположен на приусадебном участке.
При выборе материалов для внешней отделки гаража нельзя забывать о безопасности. Гараж – потенциально пожароопасное помещение, поэтому следует отдавать предпочтение негорючим материалам, таким как металлический сайдинг или обработанная специальными составами древесина. Антипирены – вещества, повышающие огнестойкость древесины, – необходимы для снижения риска возгорания. Обработку антипиренами следует проводить в соответствии с инструкцией производителя, обеспечивая равномерное покрытие всех поверхностей. Только после того, как внешняя отделка будет полностью завершена, можно приступать к внутренней отделке, если таковая планируется.
Внутренняя отделка гаража зависит от его назначения и наличия системы отопления. В неотапливаемом гараже внутренняя отделка может быть минимальной или вовсе отсутствовать. Для утепленного гаража можно использовать различные материалы. Например, профнастил, использованный для наружной обшивки, можно использовать и внутри, создавая эффект "двойных стен" и дополнительную теплоизоляцию. Однако, это не всегда экономически целесообразно и может быть избыточным. Часто для внутренней отделки используют листы фанеры, OSB или гипсокартон, которые крепятся к металлическому каркасу. Это позволяет создать ровную поверхность, пригодную для дальнейшей отделки или покраски. Выбор материала зависит от личных предпочтений и бюджета. Главное – обеспечить надежность и долговечность конструкции, учитывая специфические условия эксплуатации гаража.
Заключение: надёжный гараж своими руками — что учесть при выборе трубы и монтаже
Сделать гараж из профильной трубы своими руками — это возможность создать функциональное и недорогое помещение для хранения автомобиля, инструментов и других вещей. Чтобы такая постройка служила годами, важно учитывать:




Чёткие чертежи гаража из профильной трубы своими руками, заранее рассчитанные размеры и качественные материалы помогут избежать ошибок и сократить сроки строительства. Такой железный гараж можно адаптировать под любые условия — от дачного участка до городской застройки.